Книжная полка

книги

Как помочь первокласснику полюбить книгу

(рекомендации родителям первоклассников)

Умение читать – самое необходимое универсальное действие, которое влияет на успешность обучения. Современные дети поступают в первый класс с разной степенью готовности к чтению. Одни читают уже целыми словами и достаточно быстро, другие – пока только по слогам, третьи – буквы знают, но читать ещё не умеют. Есть ребята, у которых сложился неправильный способ чтения – отрывистый, побуквенный. А научить надо всех правильному чтению – осознанному, смысловому.  Без помощи родителей учителю не обойтись! Но с каждой группой ребят надо действовать по-особому.

  1. Если ваш ребёнок пришёл в школу читающим, наша общая задача не остановить его в развитии навыка, придать умению поступательный характер. Букварная страница покажется ребёнку скучной для домашнего чтения, привлекаем дополнительное чтение детских книг, интересных возрасту первоклассников. Вот несколько советов по выбору и чтению книг.
  • Книги должны быть с рисунками, яркими, красочными. Такие книги читать легче, интереснее и полезнее, так как на рисунках останавливается взгляд, ребёнок вспоминает изображённый эпизод и соотносит своё представление с изображением художника. Опираясь на рисунки, первоклассник сумеет пересказать прочитанное или прослушанное произведение. Так мы способствуем развитию у него связной речи.
  • Лучше выбирать книги с крупным шрифтом, большими полями, чтобы не уставали глаза, привыкали двигаться точно по строке. Если взгляд при чтении «сползает» со строки, можно в первое время использовать бумажный уголок или линейку, чтобы закрыть нижнюю строку.
  • Пусть ваш ребёнок читает то, что ему нравится. Так рождается мотивация. Но на предпочтения можно повлиять, если в семье практикуется совместное чтение, чтение друг для друга.
  • Всеобщую радость (и у взрослого, и у ребёнка) вызывают книжки, написанные с юмором, живым и добрым языком. Так писали классики детской литературы. Эти книги обязательно должны быть в семейной библиотеке. Пусть ребёнок читает и перечитывает весёлые рассказы и сказки Носова, Драгунского, Успенского, учит наизусть стихи из сборников Барто, Чуковского, Маршака, Заходера, Ладонщикова и других поэтов вашего детства и детства ваших родителей.
  • Понять, овладел ли ребёнок смысловым чтением, можно по трём основным критериям: вниманию к незнакомым словам (А что это слово обозначает?), ответам на вопросы по тексту, умению пересказать самый интересный эпизод. Выразительность чтения – показатель осознанности чтения. Если выразительность искусственная – сигнал к тому, что ребёнок овладел считыванием, а смысловые связи пока установить не может. Тогда выразительное чтение взрослого служит образцом для подражания младшему школьнику.
  • Желание ребёнка посетить книжный магазин или городскую библиотеку характеризуют устойчивость мотивации чтения как способа досуга и развития личности.
  • Электронные книги читать первоклассникам настоятельно не рекомендуем.
  1. Если ваш ребёнок читает по слогам, то полезно дома перечитать букварные страницы, пройденные в классе; букварный текст прочитать несколько раз, чтобы получилось чтение целыми словами. А вот детская книжка должна быть предметом рассматривания, слушания, обсуждения. Для первых попыток в чтении книг таким первоклассникам подойдут тоненькие книжки, где текст записан по слогам. Овладеть чтением целыми словами помогают стихи: они записаны в столбик, детские стихи, как правило, не содержат многосложных и незнакомых слов. Особенно хороши в этом плане стихи Корнея Чуковского, Агнии Барто,  Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Елены Благининой и других детских поэтов.  Но если слоговое чтение долго не переходит в чтение целыми словами, надо обязательно получить индивидуальную консультацию у учителя и договориться о совместных действиях. Существуют методические приёмы, помогающие первокласснику овладеть нормативным чтением.
  2. Труднее всего бывает с ребятами, у которых сложился неправильный способ чтения. В этих случаях с ребёнком индивидуально работает учитель и проводит индивидуальные консультации для родителей. И учителю, и родителю в работе с первоклассником требуется терпение и вера в ребёнка: нет ни одного школьника, который бы не научился читать в процессе школьного обучения. Но смысловым чтением не овладеть, если страдает техническая сторона чтения. Поэтому, чем быстрее ребёнок научится читать, тем легче ему будет учиться в школе.

Верьте в ребёнка и помогайте ему овладевать чтением!

Чтение должно быть ежедневным. Читать или слушать чтение для удовольствия лучше в спокойной обстановке, например, перед сном. В выходные дни также устраивать читательский час, например, после прогулки или обеда, перед дневным или вечерним сном. Главное правило: ни дня без чтения! И всё у вас получится!

Удачи!

Приложение

Вариант списка книг для чтения детям и с детьми
в период обучения в первом классе

  1. Корней Чуковский. «Чудо-дерево». Доктор Айболит (повесть-сказка, перевод).
  2. С.Маршак. Стихи и сказки. «Кошкин дом».
  3. Владимир Сутеев. «Сказки и картинки».
  4. Борис Заходер. «Моя Вообразилия».
  5. Эдуард Успенский. «Крокодил Гена и его друзья». «Дядя Фёдор, пёс и кот». «Каникулы в Простоквашино». «Про Анфису».
  6. Николай Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». Отдельные книги рассказов Носова.
  7. Валентин Катаев. «Цветик-семицветик». «Дудочка и кувшинчик».
  8. Наталья Чуб. Азбука дружбы”.
  9. Всеволод Нестайко. “Удивительные приключения в Лесной школе”.
  10. Екатерина Матюшкина, Екатерина Оковитая. “Лапы вверх”, “Детективное бюро Фу-Фу и Кис-Киса”, “Кот да Винчи. Пираты Кошмарского моря”. Детские детективы.
  11. Альберт Иванов.”Веселые проделки Хомы и Суслика”.
  12. Виктор Драгунский.”Денискины рассказы”
  13. Анне-Катрине Вестли.Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик”, “Маленький подарок Антона”
  14. Г. Цыферов. «Дневник медвежонка». «Про цыпленка, солнце и медвежонка». «Что у нас во дворе?» «Смешная сказка».
  15. В. Бианки. «Музыкант». «Аришка-трусишка». «Сова. Хитрый Лис и умная Уточка». «Наводнение в лесу». «Купание медвежат». «Приспособился». «Приключения Муравьишки».
  16. Е. Чарушин. «Страшный рассказ». «Кот Епифан». «Друзья». «Никита-охотник». «Томкины сны».

Подсказать варианты современных детских книг могут рекомендации известных детских сайтов.

Список книг для летнего чтения

                            

Дорогой первоклассник!

 Поздравляю тебя с окончанием первого учебного года и переводом во второй класс. Чтобы быть успешным во втором классе, необходимо научиться хорошо читать, так, как читает взрослый – целыми словами, достаточно быстро, правильно, то есть без ошибок, понимая прочитанное. Научиться читать можно только при условии ежедневного чтения.

Выполняй летом наши рекомендации.

  1. Читай каждый день не менее часа.
  2. Лучше читать в свободное время, чтобы никакие другие дела не отвлекали от чтения.
  3. Если ты хорошо уже читаешь, читай про себя.
  4. Если читаешь пока медленно и неуверенно, читай вслух, пользуйся читалочкой или линеечкой для помощи, чтобы не съезжать со строки. Пусть у тебя обязательно будет слушатель. Он оценит твои продвижения в технике чтения. Каждую неделю вместе с взрослыми проверяй свою скорость чтения. Если скорость чтения будет высокая, можешь переходить на чтение про себя.
  5. Читая литературные произведения, заставляй работать «мысленный экран», то есть «рисуй воображением то, о чём читаешь.
  6. После чтения перескажи своему слушателю, о чём прочитал. Тренируй себя в подробном рассказывании. Такие упражнения выполняй хотя бы 2-3 раза в неделю.
  7. Записывай в читательский дневник названия книг, которые закончил читать. Указывай название книги, автора, количество страниц. К понравившемуся произведению из сборника или к эпизоду нарисуй рисунок. Читательский дневник поможет тебе подготовиться к уроку-конференции «По страницам книг, прочитанных летом.
  8. Для отработки техники чтения тренируйся на стихотворных текстах: стихи помогают держать ритм, при чтении стихотворений легче догадаться о концовке слова, так как помогает рифма. Читай стихи С.Я.Маршака, Андрея Усачёва, О.Высотской, Б.Заходера, Г.Ладонщикова и других интересных поэтов.

Выбирать книги для чтения летом можешь из нашего списка:

  1. Н.Н. Носов. Фантазёры. Дружок. Сборники рассказов. Или другие сборники. «Приключения Незнайки и его друзей»
  2. В.Драгунский. Друг детства. На Садовой большое движение. Сборники. Или другие сборники.
  3. Э.Шим. Кто копыта потерял Жук на ниточке.Сборники. Или другие сборники.
  4. В.Чаплина. Крылатый будильник. Сборник рассказов. Или другие сборники
  5. В.Осеева. Волшебное слово. Сборник рассказов. Или другие сборники
  6. В.Бианки. Кто чем поёт? Как Муравьишка домой спешил.

Сборники. Или другие сборники.

  1. Б.Житков. Красный командир. Сборник рассказов.
  2. Е.Чарушин. Ребята и зверята. Сборник рассказов. Или другие сборники.
  3. В.Дуров Мои звери.
  4. С.Алексеев. Небывалое бывает. Сборник рассказов.
  5. М.Пришвин. Говорящий грач. Сборник рассказов.
  6. Е.Пермяк. Надёжный человек. Сборник рассказов. Или другие сборники
  7. Р.Киплинг. Сказки.
  8. Сказки И.Пивоваровой, С.Козлова.
  9. Стихи и стихотворные сказки поэтов: Агнии Барто,

Сергея Михалкова, С.Маршака, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Е.Благининой, Л.Квитко и других (по выбору). Выучить наизусть 5-6 стихотворений.

Сказки А.С.Пушкина.

Хорошо читающим детям рекомендуем начать читать сказочные повести А.Волкова, Джанни Родари, а также:

А.Н.Толстой «Приключения Буратино», А Милн «Винни-Пух и все.все.все», В.Бианки «Мышонок Пик»

В.Чаплина «Питомцы зоопарка», К.Паустовский «Летние дни»

Книги можете выбирать и сами, посещая городскую библиотеку.

Успехов в приобщении к книге и литературному творчеству!