КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Специальная анкета, разработчиками которой являются де Хаан и Коф
поможет родителям лучше осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать
для него наиболее подходящую область внешкольных занятий.

АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдения за ребенком.
Предлагаемые характеристики способностей могут помочь Вам при анализе его
поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка. Если вам покажется необходимым,
собственные характеристики его способностей. Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у Вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;

2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.

СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ.

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с определением своих сверстников на
год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактным понятий, установлению
обобщения.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и
четко записывает то, что слышит).
5. Интересуется актерской игрой.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями, родителями или если его эксперимент не удался.
9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
10.Проводит много времени над созданием собственных конструированием, построением, собиранием.
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

1 Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешения какого-либо
конфликта.
2 Приносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и
известном всем.
3 Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все
несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4 Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основной мысли.
5 Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное
состояние героев, их чувства.
6 Умеет передавать такие детали, которые важны для понимания события, и в то же
время не упускает основной линии события, о которых рассказывает.
7 Любит писать рассказы и стихи.
8 Изображать в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства,
настроение, характер.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

1 На занятиях все легко и быстро схватывает.
2 Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических
повседневных ситуациях.
3 Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4 Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5 Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не
высказывается взрослым, но имеет в виду.
6 Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7 Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не
тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8 Знает многое о таких события и проблемах, о которых его сверстники и не
догадываются.

9 У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно
выражает свою мысль.
10 Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или
два.
11 Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12 Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом
взрослых.
13 Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы
учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
14 Оригинально мысли и предлагает неожиданные ответы, решения.
15 Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданно.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

1 Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2 Хорошо поет.
3 В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4 Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
5 Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6 В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7 Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8 Хорошо играет на каком-нибудь инструменте

АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

1 Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2 Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыгрывать
какую-либо драматическую ситуацию.
3 Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4 Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает.
5 С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.
6 Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом, любит пробовать
новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

1 На его рисунках и картинках – больше разнообразие предметов, ситуаций, людей
(нет однообразия в сюжетах).
2 Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3 Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо
события), составляет своеобразные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок,
открыток).
4 Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек,
картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5 Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает вещи, имеющие
художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.)
6 Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7 Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может
высказать собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на
своем рисунке или в сделанном своими руками игрушке, скульптуре.
8 Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать
увиденное в трех измерениях.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

1 Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2 Интересуется механизмами и машинами.
3 В мир увлечений входит конструирование машин, приборов, авиамоделей, поездов,
радиоприемников.
4 Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек, приборов.
5 Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на
поиск».
6 Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7 Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ

1 Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом
объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2 Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
3 Постоянно преуспевает в каком-либо виде спортивной игры.
4 Бегает быстрее всех в классе.
5 Лучше других координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6 Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7 Предпочитает проводить свободное время, играя в хоккей, баскетбол, теннис,
футбол.

 

 

 

 

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ

Люди перестают мыслить, когда они
перестают читать.
Д. Дидро

К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к
чтению как к самостоятельному интеллектуальному занятию. Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.

Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для
улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка.
Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается, чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В.Уильямса.
Вот некоторые из них.

 

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  • Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами              и  получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  • На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок)
  • Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками
  • В доме должна быть детская библиотечка.
  • Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  • По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
  • Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
  • Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  • Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
  • Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.

Добавить комментарий